Облака — последняя надежда, облака — последняя сила. Они твой первый и последний взгляд на Земле. Они разбросаны повсюду, не только на этом пресловутом небе. Есть подземные, подводные облака и многие другие. Приглядись! Но самое главное — они есть в тебе, они вращаются вокруг твоей души — вокруг маленького камушка или целой планеты, летящей внутри чёрной дыры. Почему так? Почему облака? Потому что вся суть облаков — чистота форм и помыслов. Каждое облако — целебная капля, впадающая в океан твоего сознания. Последняя надежда, последняя сила, вдыхай взглядом облака. Облакачивайся!
В серии 50 произведений, видео арт. Размеры фотографий от 40х50см до 20х30.
Арктическая серия «Подводные облака» или «Облакачивание» создавалась на протяжении 7х лет, была представлена на выставке «Арктика» в МАММ (Мультимедиа арт музей, Москва) в 2014году. На выставке лично присутствовали министр природных ресурсов РФ Сергей Донской, советский и российский исследователь Арктики и Антарктики Артур Николаевич Чилингаров, директор музея Ольга Свиблова и другие. В 2018 году серия показана в пространстве самолёта ЯК 42 на выставке ВЗЛЁТ на ВДНХ.
Сказочное, кристально чистое пространство метафорической облачной Арктики раскрывается в серии средствами визуального фотографического языка, через архетипы облаков. Так же серия затрагивает философский вопрос о многомерности всего сущего на Земле.
Вчувствование. Текст Ольги Шишко к проекту «Облакачивание»
«Посмотри, как проходят облака сквозь гору, не встречая преград: так постигаешь секрет погружения в пустоту» (Хун Цзычен. ХVII в.).
Что видит человеческий глаз? Чем оборачиваются изгибы памяти в вашем настоящем? Умеете ли вы путешествовать в разных плоскостях реальности? Оторваться от своего тела, от своего ума? Жан-Люк Годар, переметнувшийся во второй половине своей карьеры на сторону современного искусства, предлагает зрителям «учиться видеть» прежде, чем «учиться читать». Каждый проект Жени Миронова — это формирование визуального языка, которому принадлежит будущее, уникальная возможность поставить под вопрос правдивость видимого и транслируемого, деконструировать реальность, а затем сложить новый пазл.
В проекте, представленном в самолете, главным субъектом оказываются облака, чьи чистые очертания художник наблюдает во всем сущем — под водой, на земле и на небе. Автор одновременно скрывает и выявляет формы, еще точнее — скрывает наглядное и обнажает сокрытое, превращая профанный физический мир в мир волшебства и сказки. Облака, туманы, дымки; знакомые фантазмы полной безвестности материи. Они альфа и омега созерцания, метафизика взгляда. Первичная материя, первичный феномен, предел всякого видения. Облака вращаются вокруг тебя, окутывая, как в детском сне. Облака непрестанно меняют свой облик и притом являют собой не что иное, как таинство просветленного, неизменно бодрствующего сознания. Память (меланхоличная или радостная) скользит по краю нашей души наподобие белых облаков. В абстрактном плане символика облаков связана с идеей изменчивости и обманчивости внешних форм. В греческой мифологии Зевс создает из облака образ Геры, чтобы обмануть воспылавшего вожделением к богине Иксиона.
Автор использует «трансперсональные методы сьемки», его интересуют не технологические эффекты, а аффектация самой реальности, соединение с ней, погружение в образ, передача идей через визуальные образы. Автор хочет реанимировать свои сознание и память и, может быть, наши — зрителя. В самой пластической форме инсталляции закралась ирония. Узкоколейка, самый теплый образ из детства автора, представлена на полу; узкоколейка превращает самолет в трансмобиль. Скорость перемещения так отзывается в памяти автора: «Ты вцепился сердцем во что-то, оживляешь его и тащишь дальше вместе с собой по тоненькой нитке рельса». Фотографии в лайтбоксах – изображения облака как знака. Автор видит этот знак во всем: облако — гриб, облако — айсберг, облако — лужица на асфальте, облако — часть облупившейся стены, облако — облако…
Женя буквально коллекционирует визуальные образы: в данном проекте он коллекционирует облака. Этот метод коллекционирования роднит автора с Питером Гринуэем. Каталогизируя, перечисляя, визуализируя образы, факты, явления, автор стирает грань между мыслью и материей в поисках драматургической структуры. И это помогает найти оригинальные формы организации материала. Подобно тому, как в «Падениях» Гринуэя жизнь девяносто двух разных людей, попавших под влияние ЗОВа (загадочного ожесточенного воздействия), в корне изменилась — многие из них начали ощущать в своем теле странные мутации, сопровождающиеся желанием летать, проект «Облакачивание» позволяет нам оказаться в параллельной реальности, где далекое становится близким, а близкое — недоступным, где все возможно — и непостижимо. Где все может слиться, соединиться и стать облаком.
Ольга Шишко